Кафедра Математического обеспечения ЭВМО кафедреПреподаватели и сотрудникиЛысова Людмила Лазаревна
Новости
О кафедре
Преподаватели и сотрудники
Структура
Немного истории
Контакты
Фотохроника
Обучение
Исследования
Семинары и конференции
Сотрудничество
О сайте
Имя:
Пароль:
запомнить:
Забыли пароль? Регистрация

Лысова Людмила Лазаревна

 

– ведущий инженер группы контроля качества  российского подразделения "HARMAN Corp" http://www.harman.com/;

- пройдя официальный курс SEI "Introduction to CMM", "Introduction to ISO/IEC 15504", "Automotive SPICE HIS Processess" принимала участие в оценивании в организациях США, Китая, Индии и России по моделе Automotive SPICE® и по моделям СММ/CMMI, включая  наиболее сложное и объемное оценивание относительно уровня зрелости 5;

- имея более, чем 25-летний опыт в разработке программного обеспечения и управления проектами, работала  на различных уровнях управления, в процессных группах над установлением, оценкой и поддержанием инициатив по совершенствованию процессов, принимала участие в подготовке и прохождении успешной сертификации Системы Менеджмента Качества  согласно требованиям CMM Level 5 , согласно требованиям ISO 9001 и согласно требованиям Automotive SPICE® 

Людмила Лазаревна Лысова ведет учебный курс

"Стандарты и средства управления качеством процесса"

 

1.     Назначение курса

Данная дисциплина относится к специальным дисциплинам, читаемым магистрантам направления «Информационные технологии».

2.     Цели курса

  • рассмотреть терминологию в области управления качеством;
  • рассмотреть основные стандарты в области управления качеством;
  • изучить методы планирования, контроля и обеспечения качества в проектах разработки программных продуктов (ПП);
  • сформировать представление о современных подходах совершенствования качества процессов и продуктов.

3.     Требования к уровню освоения

В результате изучения магистранты должны:

  1. иметь представление о сущности качества и управления им;
  2. понимать особенности подходов к формированию и обеспечению качества ПП;
  3. знать методы управления качеством на основных фазах производства ПП (разработка требований, проектирование, программирование, тестирование);
  4. уметь применять на практике статистические методы управления качеством производства ПП (контрольные карты, диаграммы Парето, гистограммы, диаграммы Исикавы);
  5. иметь представление о требованиях стандарта ISO серии 9000 к Системе Менеджмента Качества (СМК);
  6. понимать принципы усовершенствования процессов разработки ПП согласно основным моделям в области IT (CMMI/CMM, ITIL, ISO);
  7. иметь представление о процедуре аудитов процессов, сертификации СМК, самооценке организации.

4.     Содержание

Раздел

1. Эволюция качества – от качества товара к системе качества.

 

Тема 1

2. Показатели и модели качества Программных Продуктов (ПП)

 

Тема 2

Тема 4

Тема 5

3. Управление качеством разработки  Программных Продуктов (ПП)

 

Тема 3

Тема 6

Тема 7

Тема 9

Тема 10

 

4. Модели усовершенствования процессов (CMMI/CMM, ITIL, ISO)

Тема 8

Тема 11

 

4.1 Эволюция качества – от качества товара к системе качества.

Понятие качества продукта и процесса. Этапы развития: контроль качества, техническое управление качеством, обеспечение качества, всеобщее управление качеством. Премии в области управления качеством.

4.2 Показатели и модели качества ПП.

Обзор моделей качества ПП (модель Дж. Мак Колла, модель Барри Боэма, стандарт ISO/IEC 9126).  Характеристики качества ПП: корректность, доступность, надежность, сопровождаемость, гибкость, устойчивость, способность к верификации, эффективность, мобильность, способность к повторному использованию, понятность, практичность, целостность, способность к взаимодействию. Стоимость качества: стоимость соответствия и стоимость несоответствия. Метод анализа отказов и их последствий (FMEA) в применении к производству ПП.

4.3 Управление качеством разработки ПП.

Диаграмма трилогии Джурана контроля качества. Взаимосвязь четырех процессов управления качеством: планирование качества, контроль качества, улучшение качества и обеспечение качества. Разработка и управление требованиями ПП. Развертывание функций качества (QFD). Системы регистрации ошибок и отслеживание их до устранения. Основы тестирования. Процедура инспектирования (по Фейгану), обзоры, предотвращение ошибок. Статистические методы управления качеством производства ПП (контрольные карты, диаграммы Парето, гистограммы, диаграммы Исикавы). Концепция Шесть Сигма. Метрики для управления процессом производства ПП. Особенности управления качеством при разработке Свободного ПО. Особенности управления качеством ПП в гибких методологиях (Extreme Programming, Adaptive Software Development, Feature Driven Development, Scrum).

4.4 Модели совершенствования процессов в области IT

Международные стандарты ISO серии 9000. Основные положения и словарь. Принципы менеджмента. Функции системы менеджмента процесса. Требования и рекомендации ISO серии 9000. Концепция улучшения процессов с использованием ISO серии 9000. ITIL - международный стандарт по развертыванию и сопровождению IT сервисов. Модель улучшения процессов CMMI. Основные компоненты CMMI. Процессные области модели CMMI. Профессиональная система сертификации в рамках библиотеки ITIL. Виды аудитов СМК согласно ISO 19011. Рекомендации по проведению аудитов. Процедура оценивания уровня зрелости процессов по модели CMM/CMMI. Самооценка процессов организации. Методы измерения степени удовлетворенности заказчика. Модель Н. Кано для изучения лояльности клиентов.

5.     Вопросы

6.   Система электроннного обучения ННГУ

  Открыть ссылку e-learning, но если не получится, то выполнить действия по второй ссылки

 e-learning.unn.ru 

https://e-learning.unn.ru/mod/page/view.php?id=53440

 

Учебно-методическое обеспечение

 Литература специального курса:

1.     «Качество в истории цивилизации»; Под ред. Дж.Джурана; 2004.

2.     Нив Г.В. «Пространство доктора Деминга»; 2003.

3.     Эрл Нойманн, Стивен Х. Хойсингтон «Качество  на уровне Шесть Сигма»; Пер. с англ. под ред. О.Б. Максимовой; 2004.

4.     Дин Леффингуэлл, Дон Уидриг «Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход»; 2002

5.     Хенрик Книберг «Scrum и XP: заметки с передовой»; 2008

6.     Виталий Елиферов «Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни»; 2006.

7.     Денис М.Ахен Арон Клауз Ричард Тернер «CMMI: Комплексный подход к совершенствованию процессов»; 2005.

8.     Том ДеМарко, Тимоти Листер «Вальсируя с Медведями. Управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения»; Пер. с англ. Яновской Ю.М.; 2005.

Дополнительная литература

9.     Кросби Ф. «Качество и я »; 2003.

10.  Фейгенбаум А. «Интервью, статьи и речи по вопросам полного контроля качества»; 1990.

11. Исикава К.  «Японские методы управления качеством»; 1998.

12.  Вадим Лапидус «Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях»; 2002.

13.  Элизабет Халл, Кен Джексон, Джереми Дик «Разработка и управление требованиями»; 2005

14.  Владимир Липаев «Анализ и сокращение рисков проектов сложных программных средств»; 2005.

15.  Том Демарко  «Deadline. Роман об управлении проектами»; 2006.

16.  Скотт Амблер «Гибкие технологии: Экстремальное программирование и унифицированный процесс разработки»; 2005.

17. Пэнди Питер, Ньюмен Роберт, Кэвенег Роланд «Курс Шесть Сигм: Как General Electric, Motorola и другие ведущие компании мира совершенствуют свое мастерство»; 2002.

18. Аллан Купер «Психбольница в руках пациентов»; 2005

19. Мэтт Тэллес, Юань Хсих  «Наука отладки»; 2003.

Литература на английском языке

20.   W. Edwards Deming, “The New Economics for industry, government, education “

21.   Earl Naumann, Steven H. Hoisington, "Customer Centered Six Sigma: Linking Customers, Process Improvement, and Financial Results"

22.   Donald J. Wheeler, “Advanced Topics in Statistical Process Control. The Power of Shewhart's Charts”

23.   Donald J. Wheeler, David S. Chambers, “Understanding Statistical Process Control”

24.   Dr. Kaoru Ishikawa, “Guide to Quality Control”

25.   James R. Evans, William M. Lindsay “Managing for Quality and Performance Excellence”

Сайты

www.iso.org  официальный сайт Международной организации по стандартизации (ISO)

www.iec.ch    официальный сайт Международной электротехнической комиссии (IEC)

http://cmmiinstitute.com/ официальный сайт CMMI института

http://www.gost.ru/  официальный сайт Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии

www.cenorm.be  официальный сайт Европейского комитета по стандартизации (CEN)

www.stq.ru          официальный сайт издательства «Стандарты и качество»

Новости

28.04.2014
21.04.2014
21.03.2014
12.01.2014
04.10.2013